Возможно ли вернуть деньги на карту при ошибке платежа?

Возможно ли вернуть деньги на карту при ошибке платежа?

В оплате товаров, работ или услуг банковской картой принимают участие четыре стороны:

1. Банк–эмитент платежной карты, где у клиента-физлица открыт карточный счет;

2. Физическое лицо, владелец карты – клиент банка-эмитента, плательщик за товары и услуги;

3. Торговая организация или иное предприятие (отель, ресторан, транспортная компания и пр.), предоставляющее возможность рассчитаться пластиковой картой;

4. Банк-эквайрер, кратко – эквайрер, обслуживающий карточные расчеты в торговых и сервисных сетях (эквайринг).

Процесс возврата в рамках международной платежной системы (МПС) ошибочного или несправедливого, по мнению клиента, платежа (списания по карте), называется chargeback.

Процедура chargeback включает такие этапы:

1. Клиент обращается в банк-эмитент с пакетом документов (заявление и пр.), подтверждающим право на возврат денежных средств;

2. Банк-эмитент формирует требование о возврате – отправляет chargeback;

3. Банк-эквайрер рассматривает полученный chargeback и принимает одно из двух решений:

3.1. Удовлетворяет требование о возврате (удовлетворяет chargeback). Клиент получает запрашиваемую сумму, а эквайрер взыскивает средства с торговца;

3.2. Требование отклоняется. Эквайрер «отбивает chargeback». Для этого у каждой МПС определен свой срок. Если эквайрер не укладывается в отведенный интервал времени, деньги с него списываются автоматически в пользу инициатора chargeback;

4. Если по п. 3.2 банк-эмитент настаивает на возврате, он вправе сделать повторный chargeback. Тогда в действие вступает арбитраж МПС, который принимает окончательное решение.

При проведении chargeback банк-эмитент руководствуется правилами МПС и российским законодательством. В частности, это закон «О защите прав потребителя» и статья 9 Федерального закона «О национальной платежной системе». Каждое требование о возврате средств рассматривается индивидуально.

Правила международных платежных систем предусматривают четыре основания для chargeback:

1. Платеж без авторизации.

Операция по карте без разрешения банка-эмитента.

2. Мошеннические действия.

Использование карты без согласия владельца. В этом случае, согласно статье 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», деньги возвращаются держателю карты банком-эмитентом в обязательном порядке.

Исключений из этого правила два:

  • клиент не уложился в срок подачи уведомления банку о несанкционированной транзакции;

  • банк докажет, что собственник карты нарушил правила ее применения.

Далее банк-эмитент уже самостоятельно разбирается с эквайрером, применяя chargeback.

3. Спорная ситуация между держателем карты и торговым предприятием.

Сюда включается весь спектр потребительских претензий со стороны покупателя к торговой сети: неполучение оплаченного товара, поставка товара низкого качества или изделия, не отвечающего заявленному описанию (при интернет-торговле) и т.д. Здесь, отправляя chargeback, банк-эмитент вправе руководствоваться законом «О защите прав потребителя».

4. Ошибки при обработке платежей банком-эквайрером.

Сумма снятия по карте не отвечает размеру оплаты. Стандартная ошибка – двойное списание, «удвоенный клиринг».

Предельные сроки возврата средств определяются МПС и могут достигать более ста дней.

Для возвращения ошибочно перечисленной суммы клиент вместе с заявлением предоставляет максимально полный пакет документов, дающий право на chargeback: слип (кассовый чек, квитанция по карте), выписки по счету, доказательства неполучения товара или его низкого качества.


Возврат к списку

Яндекс.Метрика